Wednesday, February 29, 2012

Big Three и другие особенности рынка мобильной связи канады. Часть вторая

Мобильная связь стала настолько неотьемлемой частью нашей жизни, что сейчас уже люди забыли, что значит перед встречей, говорить: "Я буду в зелёной куртке и с рюкзаком". Гораздо проще созвониться на месте. Такая привычка играет над эмигрантами злую шутку, потому, что оказавшись в другой стране без мобилок они чуствуют себя абсолютно беспомощными. Одно из неприятных последствий этого момента - люди не хотят возвращаться в прошлый век, вспоминать старое, а некоторым и вспоминать то нечего; и спешат заполнить создавшую пустоту. Можно сказать, что люди оказываются в упор перед фактом, что надо что-то выбрать, и прямо сейчас. Далее больше начинает влиять случай и совпадение нежели здравый смысл.
Я не хотел бы давать советов из разряда: «Бери это, оно клёвое». На мой взгляд, гораздо важнее разобраться, почему люди, не могут разобраться в тарифах.

Чем канадсие провайдеры отличаются от украинских.

Рынок мобильной связи очень сильно отличается. В основном из-за разницы в менталитетах, размерах станы и принципов разделения населения. Из-за куда большей плотности населения в украине уже давно произошло насыщение рынка, которое в канаде только собирается грянуть. Как не странно это звучит, но в плане мобильной связи, украина обогнала канаду лет на пять. Так что не удивляйтесь. Первое время вас будет преследовать мысль: "Добро пожаловать в прошлое!"
На мой взгляд, одна из проблем людей, которые начинают вникать в канадские тарифные планы, в том, что читая список услуг люди просто недоумивают и разрываются между мыслями "А это что" и "А оно мне надо". Одно из основных отличий, это то, что телефонный номер не является собственностью провайдера, как на украине, и абонент может  "забрать его с собой" переходя к другому провайдеру. Это, с виду, не такое уж и важное отличие привело к большим последствиям. Как-то, ход мобильной эволюции пошел совсем в другом ключе. Одно из прямых следствий: "В канаде нет такого понятия, как код оператора". Это достаточно глупое явление, но украинцы настолько к нему привыкли, что уже не могут мыслить за пределами этого понятия.
И действительно, в украине все 24 области имеют свои телефонные коды, это не новость. Все знают, что в киеве - 44, а в Донецке - 62, во Львове 32 и Одессе 48. Однако мобильные операторы пожелали выйти за пределы этой системы и каждый отхватил себе по коду. Они с самого начала не являлись частью телефонной системы, каждый был маленькой отдельной областью, со своим телефонным кодом. Все симптомы налицо. Внутри оператора, как и внутри области, звонок дешевле, чем наружу. Для звонящего с городского киевского телефона, звонок на Киевстар, к примеру, мало отличался от звонка в Харьков. Цены в разное время были разные, но дело в самом принципе. Я не могу сказать, точно почему именно так вышло. Думаю, что сам УкрТелеком, будучи изначально монополистом на територии украины, сразу в мобильного оператора вырости не смог, а посторонних в свою песочницу пускать не хотел. Подозреваю, что UMC так договорилась с УкрТелекомом, а потом Киевстар и другие просто повторили. Справедливости ради, надо сказать, что была компания DCC, телефоные номера абонентов которых были привязаны к городской телефонной сети, однако рыночную гонку она не осилила и деятельность свою в таком виде свернула.
Так получился раскол между мобильными операторами и УкрТелекомом. Через какое-то время, все друг с другом передоговорились, тарифы снизились и начался мобильный бум и тотальная миграция населения из городской сети в мобильную. Ясное дело, что номера очень быстро закончились, потому, что население 24-х областей начало впихиваться в две-три "виртуальные области". У провайдеров начали появляться новые коды. 66,96,97,63 - сейчас их полный сарай. однако к географии эти коды все так же никакого отношения не имеют. Мобильных телефонов уже давно стало больше чем городских, но неизменной оказалось одно: каждый провайдер имеет собственный набор кодов, и чаще всего звонки внутри сети, оказываются существенно дешевле.
В Канаде такой революции не случилось потому, что Bell начал обзаводиться своим мобильным покрытием и постепенно предлагать мобильные решения. Мобильные номера были просто привязаны к месту жительства абонетта. Соответственно зная только номер телефона было невозможно сказать, мобильный это номер или нет. Кроме того, учитывая, то что я выделил жирным, у абонентов с самого начала была возможность миграции с сохранением номера, т.е. любой городской номер мог в какой-то момент стать мобильным. Скоро подтянулись и други провайдеры, но все они работали в рамках существующей телефонной сети. И вновь, возвращаясь "к главному отличию", абонетны могли мигрировать между провайдерами, делая невозможным определить по номеру, на номер какого оператора ты в принципе звониш.
По той же причине, можно приспокойно в любой анкете в графе "Домашний телефон" указывать мобильный, не спрашивая. Всё равно для звонящего разницы между ними нет.
Главное следствие всего этого в том, что делать скидки на звонки внутри одного оператора достаточно бессмыслено. Белл и Телус пытаются стардать такой ерундой, но а) они предлагают это за доп. плату. б) особого ажиотажа вокруг этого я не видел. Всё равно изначально не понятно, кто есть кто. Зато сохранился старый, пришедший с городских телефонов, принцип деления звонков на местные и дальние. Кроме того, под дальними очень часто понимаются звонки куда более дальние, нежели в украине. Канада всё таки большая.

Итак, звонки делятся на local call и long distance call. Вторые ещё могут называться Canada wide. потому, что деление бинарное, ежели не местный звонок, то уже не важно, как далеко звониш. Я не могу утверждать об этом на 100%, но лично я не видел ни у одного оператора различий между стоимостью звонков в разные провинции. На long distance обычно установлен особый тариф, который в буклете либо не написан, либо написан где-то внизу мелким шрифтом. Исключение из правил - тариф с бесплатными long distance. В этом случае это будет написано размашесто и крупно. Где заканчивается локал и начинается лонг, тоже сказать тяжело. Некоторые провайдеры этот момент определяют чётко и под локал подразумевается провинция. Так например у Chatr, если вы в Монреале и ваш номер монреальский, то звонки на любой телефон провинции квебек для вас local. Но так не всегда. В Bell, например, иногда случались подлянки и звониш из Торонто в СанКатрин, который в той же провинции, но по другую сторону озера, так потом счёт приходит.

Особо надо сказать про минуты. Их в канаде по сей день оченю любят. Все минуты, которые описаны в пакете обычно применимы к local call, и обычно, звоня далеко, вы продолжаете тратить минуты, плюс оплачиваете long distance.
Правильнее всего, считать, что если на чем-то явно не написано - бесплатно, то на это тратятся минуты.
Вот ещё один аспект, к которому украинцы очень быстро привыкли и тяжело отвыкают. Бесплатные входящие. Они тут не всегда бесплатные. Не забывайте, если в тарифном плане явно не написано, бесплатные Canada-wide входящие, то на входящий зонок вы тратите минуты. Всяческие звонки на toll-free номера, вроде 1-866-ххх-ххххх и т.д. спасают вас от long distance, но не мешают вам тратить минуты. Хорошие новости в том, что часто канадские провайдеры выделяют в неделе weekend, и evening в рабочие дни и в это время минуты не считаются. Обычно в тарифе это прописано, как Unlimited evening&weekend local calls. Вечер у каждого провайдера начинается по разному. Обычно это 21:00. У некоторых вы можете за дополнительную плату сделать себе вечер раньше.
Следующая подлянка, которую наш брат частенько пропускает, это Call-ID ( опознавание номера звоняшего ), Call-Waiting, Conference Call, Voice Mail. Всё это, за исключением разве что последнего, украинцы привыкли получать на шару. В канаде, за них частенько приходится доплачивать отдельно. Как всегда, просят смешные деньги, и дают пакетом, но надо чётко понимать, что это меняет цену. Это просто маркетинговый ход, который делает красивую цену, которую можно повесить на борде и привлечь покупателя. Потом он узнает, что надо доплатить, но уходить то уже лень, так и купит. Например у Bell есть тариф $40 (не буду называть имя, т.к. цены меняются, это просто для примера.) Так вот, чтоб добавить туда Call-ID и Voice Mail, без которого тут, грубо говоря, тяжело, надо добавить дополнительный пакет, со всеми упомянутыми выше плюшками ( а по одиночке нельзя ) иными словами - докинуть $12. Т.е. ваш тариф фактически из $40 превращается в $52. Но если бы вы сразу увидели $52 то пошли бы к другому провайдеру.

Кто есть кто?
Эта часть статьи была опубликована отдельно. Те кто её пропустил, могут найти её тут:
http://elf128.blogspot.com/2012/02/big-three.html


Тарификация.


Скажите прощай посекундной оплате разговора. Этого тут как-то не догадались ввести. Скорее всего, потому, что вы либо оперируете абстрактными пакетными минутами, либо не считаете их вообще. Второе на мой взгляд намного приятнее первого, учитывая, что большинство из нашего брата, как бы хорошо они не владели языком, говорят на нём куда медленнее, чем на родном. Кроме того вы будете переспрашивать людей, ибо плохо говорите не только вы. Особенно в первые дни. А ещё прибавьте к этому то, что первое время пока вы будете искать квартиру, с телефона вы слезать не будете и 100 пакетных минут вам гарантированно не хватит, как бы вы не экономили.
Не забывайте про long distance. Вы его платите всегда, когда вы звоните на телефон, который находится далеко, но вот засада - вы об этом можете не знать. Суть дела в том, что человек, которому вы звоните может находиться где угодно. Этот момент, я думаю, надо разжевать ибо он не тривиален.
Итак, есть два человека А и В. оба с монреальскими номерами и кодом 514 и человек С с номером 647 ( Торонто). Чтоб небыло дополнительной путаницы, примем, что при этом у всех у них бесплатные локальные звонки. Казалось бы, всё просто. Если А звонит В, то он не платит, а если А звонит С, то он платит за long distance. Точно так же, С платит в случае звонка на талефоны А и В. Веселье начинается, когда B со своим телефоном взял и уехал в торонто. Вот тут есть два варианта развития событий. Вопрос в том, мигрирует ли телефон абонента В в торонтовскую сеть или нет. Его номер в обоих случаях не поменяется, но тарификация будет разной. Одно можно сказать точно, long distance точно кто-то заплатит. Главное, чтоб не заплатили 2 раза.

Итак. Допустим у абонента В провайдер Bell у которого нет зон и привязка к городу у него прямая, а у абонетна А - Chatr, который мигрирует в новую зону при переезде. Введём четвёртого человека D, у которого тоже Chatr и он из Монреаля. Он нам понадобится позже. Если B в Торонто, а А в Монреале, то если А звонит В, то А не замечает того факта, что B уехал в другой город. Для него В фактически остался в монреале и он ничего не платит. В то время, как В платит long distance за перенос его звонка из монреаля в торонто. Если В звонит А, то он платит long distance за перевод звонка домой, а оттуда уже его звонок становится локальным и больше никто ничего не платит. Если же В звонит С, то логично было бы, чтоб он заплатил LD дважды, за звонок домой и назад в Торонто. Хорошо, что на практике такого маразма нет и B платит за LD только один раз.

Принимающий
абонент
A(514-xxx-xxxx)
мигрирующий
B(514-xxx-xxxx)
не мигрирующий
С
(647-xxx-xxxx)
D(514-xxx-xxxx)
мигрирующий
Звонящий абонент
Дома в Монреале
Поехал в Торонто
Дома в Монреале
Поехал в Торонто
Дома в Монреале
Поехал в Торонто
A(514-xxx-xxxx)
мигрирующий
Дома в Монреале


free
B платит за перевод звонка из Монреаля
A платит за звонок в Торонто
free
A платит за звонок в Торонто



Поехал в Торонто


A платит за звонок в Монреаль
A платит за звонок в Монреаль
B платит за перевод звонка из Монреаля
C платит не понятно почему.
A платит за звонок в Монреаль
A платит за звонок в Монреаль
(Абсолютно не аонятно почему)
B(514-xxx-xxxx)
не мигрирующий
Дома в Монреале
free
B платит за звонок в Торонто


B платит за звонок в Торонто
free
B платит за звонок в Торонто



Поехал в Торонто
B платит за перевод звонка домой в Монреаль
A – точно не платит,
Bпо идее должен заплатить лиш 1 раз. Я не проверял


B платит за звонок в Торонто
B платит за перевод звонка домой в Монреаль
Dточно не платит,
Bпо идее должен заплатить 1 раз. Не проверял
С(647-xxx-xxxx)
C платит за звонок в Монреаль
C платит за звонок в Монреаль
C платит за звонок в Монреаль
C платит за звонок в Монреаль

C платит за звонок в Монреаль
C платит за звонок в Монреаль
D(514-xxx-xxxx)
мигрирующий
Дома в Монреале
free
D платит за звонок в Торонто
free
B платит за перевод звонка из Монреаля
D платит за звонок в Торонто





Поехал в Торонто
D платит за звонок в Монреаль
D платит за звонок в Монреаль
(Абсолютно не аонятно почему)
D платит за звонок в Монреаль
A платит за звонок в Монреаль
B платит за перевод звонка из Монреаля
C платит не понятно почему.



Гораздо веселее, когда в Торонто едет А. Если при этом В остался в Монреале, то при звонке с А на В, А платит LD, но уже по причине звонка из Торонто в Монреаль, потому, что его номер стал уже торонтовским, но об этом никто не знает. Если же В звонит на телефон А, то за LD платит B потому, что это он в торонто звонит, опять же, просто не знает об этом. Особый цинизм у ситуации, когда А звонит на телефон С. Дело в том, что для В этот звонок становится местным и по логике вещей, никто ничего не должен платить, НО. на практике доказано, что за LD заплатит при этом C, который вообще, не сном, ни духом. Почему?, никто так мне толком и не обьяснил. Все обьяснения сводятся к тому, что "Ну должен же кто-то заплатить". Я конечно не исключаю банальное недопонимание. Дело в том, что в моей практике такой случай был всего один раз и при этом моих знакомых, у которых Fido, якобы, зачаржили, за звонок им с монреальского Chatr, который при этом был физически в Торонто. Хотя лично я, по сей день подозреваю, что кто-то просто не разобрался в собственном счёте ( не будем показывать пальцами ), потому, что зачаржить принимающую сторону, это уже не в какие ворота не лезет.
Ещё хуже будет, если В поедет в торонто вместе с А, в этом случае будет двойной LD в обоих направлениях звонка, будь-то А звонит В или наоборот. Оба при этом платят. А вот если вместо В, в Торонто поедет D, то при звонке А на телефон D, по опять таки, мистически непонятному принципу, А будет платить LD и при этом D не платит. Вот это уже, установленный медициной факт. Проверенно лично.
Поверх на весь этот цирк накладываются дополнительные факторы, которые могут отменить оплату LD, в случае если у того, кому выпадает платить LD тариф предусматривает бесплатные LD, то он естественно не платит. Так человек, с Chatr и планом за $35, не платит при этом никогда, зато окружающие в некоторых случаях терпят. Второй фактор, это то, что иногда можно навыбирать любимых номеров. Если это Canada Wide номера, то этот же факт спасает при поездке.

Фух, вроде бы все варианты, однако назрел другой вопрос, почему некоторые провайдеры ведут себя "не как все" и что такое зоные операторы.

Зонные операторы.


По большому счёту, это проклятье большой троицы Rogers/Bell/Telus Впервые появившись несколько лет назад, движение набирает обороты и в последнее время их становится всё больше. Это т.н. студенческие "несерьёзные" операторы и их "дурацкими" тарифами. Но мы то с вами знаем, как студенческие тарифные планы Jeans/DJuice и Life обвалили рынок мобильной связи Украины.
Суть идеи. Внутри большого покрытия есть домашние зоны, обычно зона накрывает дольшой город с небольшим запасом. До тех пор, пока абонент внутри этой зоны, его тариф существенно "вкуснее", но за пределами этой зоны, абонент платит на всю катушку. Со стороны это выглядит как, будто есть небольшое покрытие, которое накрывает город, а за его пределами начинается роуминг в другой сети. В некоторых случаях так оно и есть, а в некоторых, зона - чистой воды виртуальность. Главное в этом деле то, что до тех пор, пока ты не путешествуеш, а просто перемещаешся внутри своего города, твои тарифы очень хороши. Обычно это или просто безлимитный как минимум local call или у вас есть минуты, но их ОЧЕНЬ много. А учитывая то, что под зоной частенько понимается достаточно большой кусок, который, большинство из нас покидают только во время нечастых междугородних поездок и отпуска - штука очень интересная. 
Иногда зоны фиксированые, как в пакете Fido City. В этом случае у абонента есть только одна домашняя зона, в зависимости от того, где он зарегистрировал свой телефон. А иногда домашней зоны нет, и тебе не важно, в своей ты зоне или в гости приехал. Так у абонента Chatr зарегистрированного в Торонто по приезду в Монреаль всё ещё хорошие тарифы, только что телефон не "местный" и все звонящие на него всё ещё на лонг-дистанс попадают.
Конечно же это не применимо к людям, которые планируют жить не в одном из крупных городов канады, но что поделаеш. Со временем дело дойдёт и до них. Почему, я так заострил на этом внимание? Да площадь этих зон невелика, а по сравнению с площадью канады, так это вообще капля в море, но распределение населения канады крайне не равномерное. И так сложилось, что в этих "маленьких" зонах, проживает, чуть ли не половина населения канады. Так, по данным википедии население квебека 7,903,001 при этом население большого монреаля 3,824,221. Это я к тому, что зонные операторы с их тарифами уже сейчас могут откусить половину населения страны, что наверняка заметили большие рыбы мобильного рынка. Так, что ждём обвала цен.

Возвращаясь назад к оплате, надо сказать, что в любом случае, у вас есть базовый тариф. Это та цифра - которую пишут в буклете. Бывает два случая:
1. Тариф окончательный и вы ничего не можете в нём менять или добавлять.
2. Тариф со старта "голый" и вы его самии дополняете как в примере с добавлением caller-id в беловский пакет.
В обоих случаях у вас есть фиксированная сумма, которая платится ежемесячно не зависимо от того, когда и сколько вы пользовались телефоном, плюс к ней, то, что наговорили/напосылали/наполучали из не включенного в пакет. Если человек экономит, то вам приходится платить только фиксированную цену.
В случае препейд вы всегда заранее платите за следующий месяц в случае контракта - за прошедший. И вот тут мы плавно подходим к вопросу:

Почему "Контракт" это плохо.


Не то, чтоб это совсем плохо, просто в нём куда больше опций которые предусматривают ваше раставание с деньгами. Особенно этим промышляют большая троица в лице Rogers/Bell/Telus конечно же у каждого своя политика, но в целом, они как близницы братья. Основная проблема - у вас нет огранечителя на расходы и данные обычно обновляются с опозданием. Приблизительно то же самое, как и с кредиткой. чужие деньги легче тратятся. Т.е. о своих тратах вы узнаёте только через 1-2 дня, при условии, что вы за ними специально следите. А в общем случае вы о них узнаёте через месяц, когда прийдёт счёт. Очень часто эти счета полны неожиданностей. Основные "дополнительные" расходы это перебор минут, перебор трафика и long distance charge. Естественно к счёту вы не подкопаетесь, там всё честно, но ощущение сюрприза присутствует всегда. Заплатить вас это обяжут и лучше с ними не связываться, потому, что эти большие ребята посылают отчёты в агенства, которые подсчитывают Credit score, поэтому поругавшись на почве телефонного счёта в $50 вы рискуете замарать себе кредитную историю. Отмывать её потом прийдется 3 года ( если я не ошибаюсь ). Другим неприятным мометном является то, что вас могут не отпустить. Очень часто провайдеры раздают плюшки и вкусности всех мастей в обмен на term contract. Это контракт, который нельзя разорвать раньше определённого времени. Класический вариант, продать дорогой телефон за $19.99 в обмен на term contract. Человек хочет сэкономить на телефоне, а попадает на трёх-летнее обязательство "Платить". Поэтому, даже если человек осознает свою ошибку через пару месяцев сделать он уже мало что сможет.

Почему люди на это ведуться.


Тоже очень хороший вопрос. И тут надо рассказать о другой особенности рынка мобильной связи.  Больше 2/3 рынка мобильных телефонов монополизировано провайдерами. Население северной америки ужастно ленивое, поэтому исторически сложилось, что за телефоном по магазинам никто не ходит, а покупают сразу там же, где и подключаются. В связи с этим, а так же в связи с отсутствием потока нелегальго завозимых телефонов, розничная торговля телефонами в своё время в канаде не развилась. Зато провайдеры времени не теряли и поделили рынок. Провайдеры подкармливают производителей с условием, чтоб те продавали определённую модель телефона только им. Теперь вы не можете отдельно выбрать телефон от провайдера. Вот это на деле очень подло с их стороны. Вот вам пример. Появился новый Google Phone - Nexus. Эксклюзив на первые несколько месяцев, тут же выкупил Bell. Через некоторое время этот телефон появился и у других, но:
а) не всех,
б) сливки Bell уже успел собрать.
Некоторые модели, которые не настолько популярны, чтоб другие провайдеры перебивали эксклюзив, так и остаются доступными только у одного провайдера. Так Motorola RAZR есть только у Rogers, а HTC Sensation только у Bell.
В то же время провайдеры, у которых тарифы повкуснее, не сильно могут доплатить провайдерам, поэтому людям, которые приезжают без телефонов становится туго ибо выбора, грубо говоря нет совсем. На момент публикации, на BestBuy из всех продаваемых в канаде телефонов не привязаны к провайдеру только 10 штук!!. Ну и на закуску можете полюбоваться на многообразие телефонов, которые продаёт Chatr. http://www.chatrwireless.com/web/chatr.portal?_nfpb=true&_pageLabel=PhoneBrowseFlow   Не ищите там кнопку следуюшая страница, телефонов ДЕЙСТВИТЕЛЬНО мало.
Выход из создавшейся ситуации - анлок телефона, но это уже материал для следующей статьи.

Спасибо за внимание.

4 comments:

  1. Теперь вы не можете отдельно выбрать телефон от провайдера. Вот это на деле очень подло с их стороны ->>>

    Если я не ошибаюсь, то любой телефон можно купить разлоченым за полную стоимость. Будь то айфон, будь то гуглофон новый. Твой выбор - заплатить за айфон 650 баксов + такс и пользоваться чатром или 160+такс и быть на контракте.
    Я всю статью не осилил, но уверен что она очень полезна людям которые хотят сделать свой выбор максимально осознанно.

    ReplyDelete
  2. В том то всё и дело, что нет. Дело в том, что нельзя судить по iPhone ибо это скорее исключение. Apple поступили очень "правильно" и послали всех провайдеров лесом. Поэтому и есть возможность купить разлоченый iPhone за полную стоимость. С остальными производителями это не так.
    Пример из жизни. Купил я HTC Desire Z. Его купить можно только у Bell. Даже если вы его покупаете за полную стоимость он остаётся Bell-phone, даже если вы его купили в BestBuy, а не в BellStore. Внутри в коробке лежить Беловская симка и при вставлении иной симки телефон просит код. Т.е. даже покупая телефон за 650+tax вы получаете залоченый телефон. Все мои возражения на тему: "Какого хрена!!!" ответ был один. Если вы хотите использовать телефон с другим провайдером, покупайте телефон у этого провайдера, а этот будет работать только с Bell. Потому, что мы, Bell, заплатили HTC круглую сумму, чтоб ниукого кроме нас этого телефона небыло.
    Все вопросы технической потдержки решаются только через Bell. Поэтому если вы разлочиваете телефон самостоятельно вы теряете гарантию. Легально разлочить вы можете, подписав контракт без срока, тут же его расторгнуть, подождать месяц до расторжения ( и заплатив за этот месяц ) после этого вы в праве потребовать разлочки телефона. Но расторгнув контракт с Белл вы теряете гарантию потому, что владелец всех этих телефонов в канаде - Bell, а после расторжения контракта он с вами разговаривать не будет. Самостоятельно обратиться в HTC у вас нет шансов, ближайшее представительство HTC в канаде находится в где-то Саскачеване.
    Так вот ЭТО я называю свинством с их стороны.

    ReplyDelete
  3. Все-таки, где тогда покупать трубу и к какому оператору подключатся. Блин, после Украины волосы дыбом встают.

    ReplyDelete
  4. The Biggest & Most Expensive Las Vegas Casino's (2021
    The Biggest & Most Expensive Las Vegas Casino's (2021) The Biggest & Most Expensive 평택 출장샵 Las Vegas Casino's 청주 출장안마 (2021) The Biggest & Most Expensive Las Vegas Casino's (2021) 경산 출장마사지 The Biggest & Most 원주 출장마사지 Expensive Las Vegas Casino's (2021) 공주 출장샵

    ReplyDelete